Согласно правилам дорожного движения, под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перемещения людей или грузов. Однако данное определение не является четким. Например, ролики и самокаты не считаются транспортными средствами. В то же время, велосипед относится к категории транспортных средств, несмотря на то, что его также можно использовать в спортивных или развлекательных целях.
Распространено использование самокатов, скейтбордов и других подобных средств передвижения.
Всякое устройство, которое заставляется функционировать физическим воздействием (то есть приводится в действие усилиями людей, находящихся на этом устройстве), не рассматривается как транспортное средство. Люди, использующие такие устройства для передвижения, считаются пешеходами.
Существует множество различных устройств, которые можно отнести к этой категории.
- Коляски, предназначенные для людей с ограниченными физическими возможностями или маленьких детей.
- санки и тележки;
- Транспортные средства такие, как самокаты, скейтборды и коньки;
- Другие подобные приборы.
Великовелосипеды и электроциклы
«Основные положения» Правил дорожного движения ясно определяют, что велосипед является транспортным средством. Однако это не исключает возможности возникновения неопределенности. Прямо в этом же разделе документа приведены разъяснения понятий «водитель» и «пешеход». С одной стороны, водителями признаются люди, управляющие любым транспортным средством. С другой стороны, люди, катающиеся на велосипеде, считаются пешеходами.
Вопреки всем противоречиям, управление велосипедом доступно для любого желающего. Велосипедисты не обязаны проходить экзамены, получать специальные документы или регистрировать свои транспортные средства в ГИБДД. Тем не менее, у велосипедистов все же есть некоторые обязанности: они должны передвигаться по специальным велодорожкам, тротуарам (в случае отсутствия велодорожек) или по краю проезжей части (если даже тротуара нет). Эти правила распространяются также и на электровелосипеды с мощностью до 0,25 кВт.
Сигвеи, гироскутеры, электросамокаты и моноколеса — все это передвижные средства, работающие на электричестве и предоставляющие уникальные возможности для комфортного перемещения в городской среде.
В Российской Федерации эти устройства только недавно стали доступными для всех, поэтому в законодательстве пока нет никаких упоминаний о них. Технически они относятся к механическим транспортным средствам, и некоторые мощные модели даже можно рассматривать как мопеды. Однако для управления ими не требуются водительские права. Люди, передвигающиеся на электросамокатах, сигвеях и подобных устройствах, должны соблюдать те же правила, что и велосипедисты.
В конце 2019 года Министерство транспорта предложило изменить ПДД, чтобы включить новый термин «средства индивидуальной мобильности». Этими средствами будут считаться коньки, самокаты, скейты и другие подобные устройства, включая их электрические аналоги, а также сигвеи, гироскутеры и моноколеса. Первая версия законопроекта уже опубликована на Федеральном сайте проектов нормативных правовых актов. Чтобы узнать больше о юридическом статусе гироскутеров, сигвеев и моноколес по ПДД, вы можете прочитать отдельную статью на нашем веб-сайте.
В Правилах дорожного движения Российской Федерации также не упоминается термин «мотоблок», поэтому, чтобы определить, является ли он транспортным средством, обратимся к определению ТС. Как уже упоминалось, транспортные средства предназначены для перевозки людей или грузов. В то время как мотоблок предназначен для обработки почвы, его конструкция предполагает, что человек будет самостоятельно идти за ним. Именно поэтому он также называется «пешеходный трактор».
Однако некоторые владельцы мощных мотоблоков решают купить прицепы для перевозки людей и грузов. Но использовать такое устройство на общественных дорогах незаконно. Чтобы перевозиться на таком мотоблоке по дорогам, его необходимо зарегистрировать в ГИБДД и получить права соответствующей категории. Однако на практике это процесс крайне сложный и порой невозможный, поскольку мотоблоки не соответствуют многим требованиям безопасности. Таким образом, водители мотоблоков, выехавшие на них на дорогу, нарушают закон и подвергаются административной ответственности. Более того, в рамках составления протокола мотоблок может быть эвакуирован на штрафстоянку.
Для того, чтобы управлять обычными мотоциклами, обязательно требуется наличие водительского удостоверения, однако это правило не распространяется на питбайки. Питбайк — это специальное механическое устройство, которое не предназначено для передвижения по дорогам. Понятие «питбайк» используется для обозначения мотоциклов, которые относятся к категории спортивного инвентаря. Многие из них не соответствуют конструктивным стандартам безопасности России. Поэтому, даже если у водителя есть права, позволяющие управлять мотоциклом, ему запрещено выезжать на питбайке на дорогу.
Какие виды транспортных средств нельзя управлять без наличия соответствующего удостоверения?
Представляется необходимым обратить внимание на некоторые средства передвижения, в отношении которых у жителей Российской Федерации до сих пор возникают вопросы по водительским правам или их категориям.
Согласно правилам дорожного движения, мотоциклы можно разделить на две группы в зависимости от категории прав.
- Для мотоциклов с объемом двигателя от 50 до 125 кубических сантиметров необходимо обладать подкатегорией «А1».
- Если объем двигателя превышает 125 кубических сантиметров, то требуется получение категории «А».
Водители, обладающие открытой категорией «А», имеют возможность управлять мотоциклами неограниченной мощности. Необходимость разделения на мотоциклы и легкие мотоциклы обусловлена возможностью получения прав на управление легкими мотоциклами «А1» с 16 лет, в то время как права на управление более мощными мотоциклами можно получить только с 18 лет.
Самокаты и велосипеды с мотором
Для управления скутерами и мопедами, особенноскоторые относятся к двухколесным транспортным средствам и имеют объем двигателя менее 50 кубических сантиметров, также требуются соответствующие водительские права. Эти права классифицируются как категория «М» и автоматически предоставляются каждому лицу, которое получает водительское удостоверение любой другой категории. Из-за этого возникло распространенное заблуждение среди населения, что для управления мопедом не требуется проходить экзамены на получение водительских прав.
Также возможно запутаться в определении квадроциклов. Суть в том, что их можно различить на две группы:
- Квадроциклы, разработанные для полной интеграции в дорожное движение (включая поворотники, фары, стоп-сигналы и другое оборудование), относятся к категории «B1». Эти квадроциклы должны быть оснащены ПТС при продаже и должны быть зарегистрированы в ГИБДД, а также получить номерные знаки после покупки.
- Если квадроцикл не обладает Паспортом транспортного средства, необходимо произвести его регистрацию как мотовездеход. Для этого необходимо обратиться в Ростехнадзор, где владелец получит паспорт самоходного мотовездехода. Хотя этот процесс более сложный, для управления таким квадроциклом достаточно иметь водительские права категории «А1» или «А».
Какие места доступны для посещения без наличия водительского удостоверения?
Если вы хотите управлять автотранспортом, вам необходимо получить водительское удостоверение. Это правило нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев официального обучения, когда вождение разрешено.
Если проанализировать юридические формулировки, можно утверждать, что Правила дорожного движения распространяются на всю территорию Российской Федерации в пределах дорог. Под дорогами подразумеваются любые участки земли, которые были приспособлены или обустроены для передвижения транспортных средств. Здесь возникает вопрос: какую землю можно считать приспособленной для движения? Можно ли, например, ездить на автомобиле без прав на поле или в лесу? А что насчет закрытой автомобильной трассы?
Путешествие на просторах поля или в глубине леса
Если на территории поля или леса имеется хотя бы одна след автомобиля, то данную область можно считать трассой. Следовательно, здесь необходимо придерживаться правил дорожного движения, а за их нарушение предстоит нести наказание.
Если автомобилист движется по полю, лесу или замерзшему водоему, то в теории его нельзя привлечь к ответственности за нарушение правил дорожного движения. Однако в данном случае ему могут приписать нарушение какого-либо закона о защите природы, возможно, предусматривающего более строгое наказание.
Автодром представляет собой изолированное место, предназначенное для обучения навыкам вождения. Следовательно, перемещаться по его территории без соответствующих прав допускаются только те, кто находится под наблюдением лицензированного автоинструктора. В противном случае водитель нарушает закон, поскольку правила дорожного движения распространяются и на автодромы, исключений нет.
На сколько кубов не нужны права: полный гид для водителей
Впереди летние каникулы в городе Брянске, и уже началась серия просветительских мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Сотрудники Госавтоинспекции г. Брянска активно посещают общеобразовательные учреждения, где проводят подготовку школьников и их родителей к безопасному и приятному проведению отпуска. Большое количество вопросов, связанных с мототехникой, задают подростки старших классов. Возможные ответы на наиболее распространенные из них представлены в данном информационном материале.
Какие виды двухколесных транспортных средств относятся к категории скутеров и мопедов?
Согласно новым Правилам дорожного движения, принятым в 2025 году, под термином «скутер» понимается транспортное средство, которое состоит из двух или трех колес и оборудовано малогабаритным двигателем объемом до 50 кубических сантиметров или слабым электродвигателем, мощность которого колеблется от 0,25 до 4 кВт. Кроме того, это средство передвижения обладает небольшой максимальной скоростью — до 50 километров в час.
Многие автолюбители ошибочно рассматривают скутеры объемом двигателя от 50 до 125 см3 (категория А1) как технику, которая относится к скутерам. Однако согласно Правилам дорожного движения эти транспортные средства считаются мотоциклами.
Требуется ли наличие разрешения (удостоверения водителя) для управления скутером (мопедом)?
Сдача экзаменов на получение водительского удостоверения категории «М» является неотъемлемым требованием для управления указанными транспортными средствами. Начиная с апреля 2014 года, обязанность получить права на управление мопедом или скутером вступила в силу. Лицам, достигшим 16-летнего возраста, предоставляется возможность получить водительское удостоверение с категорией «М» путем успешной сдачи теоретического и практического экзаменов в ГИБДД, после прохождения соответствующего обучения в автошколе. Если у водителя имеются права более высокой категории, отдельное получение категории «М» в водительском удостоверении не требуется. Однако, если в правах имеется пометка «ML», это означает, что в связи с медицинскими показаниями запрещено управление мопедом или скутером. Сдача экзаменов на категорию «М» с такой пометкой недопустима.
Почему многие владельцы скутеров (мопедов) пренебрегают ношением защитных шлемов?
На практике нередко встречаются водители скутеров, которые настойчиво отказываются надевать шлем. Некоторые из них объясняют это недостатком денежных средств для приобретения соответствующей защитной экипировки. Однако, в большинстве случаев, причина отсутствия шлема заключается в небрежном отношении к собственной безопасности, неполномочии в правилах дорожного движения и недооценке возможных последствий дорожно-транспортных происшествий.
Необходимо ли использовать шлем водителю скутера (мопеда)?
Правило 24.8, содержащееся в правилах дорожного движения, устанавливает правила и требования для водителей скутеров (мопедов), которые сомневаются в том, нужно ли им носить шлем.
24.8. Запрещается велосипедистам и мопедистам:
«Путешествовать по дороге без правильно застегнутого мотошлема (в том числе для водителей мопедов) «.
Необходимо, чтобы шлем был на голове всегда!
Следует ли надевать шлем пассажиру, когда едет на скутере?
C 8 апреля 2014 года до 1 марта 2025 года вождению скутеров и мопедов разрешалось возить пассажиров, если это было предусмотрено конструкцией транспортного средства. Однако, согласно пункту 24.8 правил, наличие застегнутого мотошлема необходимо было только у водителя мопеда, а для пассажиров данное требование не действовало.
В следующем году, с 2025 года, будет запрещено перевозить пассажиров на мопедах. Это означает, что независимо от наличия у пассажира скутера защитного шлема или его отсутствия, перевозка будет считаться нарушением правил дорожного движения.
Какова санкция за управление транспортным средством без использования защитного шлема?
В соответствии с законодательством Российской Федерации, за отсутствие шлема при управлении скутером водителям будет назначен административный штраф, аналогичный тому, который предусмотрен для водителей мотоциклов.
Статья 12.6. Несоблюдение требований по использованию устройств безопасности, таких как ремни безопасности и мотошлемы:
Управление автомобилем водителем, который не использует ремень безопасности, и перевозка пассажиров, которые также не пристегнуты ремнями безопасности, при наличии такой возможности в конструкции транспортного средства, а также управление мотоциклом или мопедом, а также перевозка пассажиров на мотоцикле без использования мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах.
Невыполнение данного требования приводит к наложению административного взыскания в форме санкции в размере 1000 рублей.
Если водители мопедов и скутеров не носят шлемы, им может быть выписано штрафное наложение. Пени составляют 1 000 рублей.
Очень часто мотоциклисты объясняют свое отсутствие шлема тем, что они не хотят тратить деньги на него. Однако шлем — это не то, на что можно сэкономить. Если вы найдете средства для покупки мотоцикла, пожалуйста, не забудьте купить и шлем. Это гарантирует вашу безопасность. Шлем нужен не для того, чтобы избежать штрафов или уклониться от остановки со стороны сотрудников ГИБДД, а чтобы продлить жизнь и сохранить здоровье водителя двухколесного транспортного средства.
Нужны ли права на мототехнику? Виды категорий и отличия
В настоящее время, в свете многообразия доступной активной отдыха техники, возникает интересный вопрос: требуются ли специальные разрешительные документы для использования этих средств?
Мототехника
Мотоскутеры и мопеды с мотором объемом до 50 кубических сантиметров не обязаны иметь паспорт транспортного средства и не нужно регистрировать их в ГИБДД. Для управления такими транспортными средствами необходимы права категории М, которые можно получить с 16 лет.
Скутеры, мопеды и мотоциклы с объёмом двигателя от 50 см3 до 125 см3 обязательно регистрируются в ГИБДД и имеют ПТС. Для управления этими транспортными средствами необходимы права категории А1. Скутеры, мопеды и мотоциклы с объёмом двигателя от 125 см3 также проходят регистрацию в ГИБДД и имеют ПТС. Для управления ими требуются права категории А. Трициклы и квадрициклы, которые отличаются от квадроциклов, обязательно регистрируются в ГИБДД и имеют ПТС. Для управления этими транспортными средствами требуются права категории В1.
Возможно ли владение мотоциклами без необходимости наличия прав? Да, существуют такие виды мототранспорта, которые относятся к категории спортивного инвентаря и детских мотоциклов.
Кроссовые мотоциклы, известные также как питбайки, являются спортивным средством передвижения, предназначенным для использования на специальных трассах и во время соревнований. Они запрещены для использования на общественных дорогах, поэтому не требуют прав и документов на транспортное средство.
Вождение данного вида транспортного средства возможно без наличия водительского удостоверения в следующих случаях: на специальных автомобильных трассах предприятий, на специально оборудованных площадках для тренировок, на безлюдных дорогах, созданных людьми, а также на закрытых территориях, принадлежащих частным лицам.
Мотоциклы Эндуро отлично справляются с передвижением по бездорожью и позволяют выполнять широкий спектр упражнений, подобных тем, что доступны на кроссовых мотоциклах и питбайках. Если мотоцикл Эндуро имеет ПТС и разрешено его использование на общественных дорогах, то для этой категории транспорта необходимо наличие водительских прав и регистрация.
Возможно ли управлять мотоциклом категории В? Ответ отрицательный. Это также относится ко всем другим видам мототранспорта, за исключением некоторых мотобайков, которые классифицируются как «М» и имеют объем двигателя до 50 см3 — это мопеды и некоторые скутеры.
Автоматически движущиеся машины
Этот вид автотранспорта предназначен для перемещения по специальным трассам и участия в соревнованиях. Использование снегоходов и квадроциклов на общественных дорогах запрещено.
Квадроциклы и снегоходы с объемом двигателя не превышающим 50 см3, не нуждаются в наличии ПСМ и не обязаны быть зарегистрированы в ГТН. Однако, квадроциклы и снегоходы с объемом двигателя более 50 см3 должны иметь ПСМ и быть зарегистрированы в ГТН. Для управления такими транспортными средствами необходимы права категории А1, которые предоставляются машинистам-трактористам. Мотобуксировщики, в свою очередь, не требуют наличия ПСМ и не должны быть зарегистрированы в ГТН.
В Государственную Инспекцию по Маломерным Судам не требуется регистрация лодочных моторов с мощностью до 10 л.с. Однако, если мощность мотора превышает 10 л.с., то его необходимо зарегистрировать в ГИМС и для его управления требуется специальное удостоверение на право управления маломерным судном.
Если суммарная масса лодки и двигателя не превышает 200 кг, то не нужно регистрироваться, при условии, что мощность двигателя не превышает 10 лошадиных сил.